Область деятельности сурдопедагога — помощь глухим или слабослышащим в адаптации в обществе, формировании устной речи, разработка методик по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.

Сурдопедагог — все-таки педагог или медик?

Образование сурдопедагоги получают в педагогических вузах. Однако их работа подразумевает хорошее знание всех особенностей формирования слуха и функционирования органов, отвечающих за этот процесс.

Одной из профессиональных обязанностей этих специалистов является диагностирование нарушения слуха и поиск причин эти нарушения вызвавших. Ведь именно от этого зависит, какие меры будут использованы при коррекции состояния.

Над чем работают сурдопедагоги?

Проводят диагностику нарушений слуха, а также логопедический статус ребенка.
Оказывают помощь в овладении устной речью детям, имеющим различные нарушения слуха, от тугоухости до полной глухоты.
Проводят адаптацию ребенка к слуховому аппарату.
Участвуют в реабилитации после кохлеарной имплантации.
Ведут работу по развитию фонематического слуха, восприятию и различению звуков.
Обучают языку жестов и дактильной азбуке, чтению по губам.
В случае наличия остаточного слуха проводят коррекционную работу по восприятию и воспроизведению речи.
Важно отметить также, что даже незначительное отставание речи может привести к возникновению нарушений в работе высшей психической деятельности, ведь детство — период наиболее активного восприятия информации. Поэтому логопед-сурдопедагог работает также над развитием у детей интеллектуальных функций — внимания, памяти, мышления.

Почему ребенок плохо слышит?
Причины потери слуха могут быть различными:

Наследственность (передача гена тугоухости от мамы-папы или более дальних родственников).
Проблемы, возникшие в период внутриутробного развития (гипоксия, эндокринные нарушения у матери, инфицирование плода и токсическое поражение).
Родовые травмы, асфиксия в родах.
Заболевание в раннем возрасте менингитом.
Детские инфекционные болезни, заболевания уха — в частности, отиты.
Механические повреждения уха, черепно-мозговые травмы ребенка.
Применение некоторых лекарственных препаратов, имеющих в побочных действиях воздействие на органы слуха.
Все врачи однозначно говорят о важности ранней диагностики заболеваний. Нарушения слуха — не исключение. Конечно, не все проблемы можно решить и восстановить слух полностью. Однако найти способы коррекции состояния, помочь ребенку с адаптацией поможет логопед-сурдопедагог.

Как работает логопед-сурдопедагог?

Особенность работы логопеда-сурдопедагога заключается в использовании различных методов и способов коррекции в связи с типом поражения слуха у ребенка. Ведь их пациенты — очень разнородная группа. По сути своей это практически всегда индивидуальный подход и частное решение проблемы. Методика коррекционной работы логопеда-сурдопедагога зависит от:

Времени, когда был потерян слух (врожденное поражение или в результате какого-либо воздействия, когда ребенок уже слышал речь или умел говорить).
Степени нарушения слуха (от не ярко выраженного до полной глухоты)
Медицинского способа коррекции (использование слухового аппарата или кохлеарное имплантирование).
Отставания в психическом развитии.
Логопедического статуса и уровня сформированности речи.
Классические логопедические мероприятия не подходят для детей, имеющих проблемы со слухом. Поэтому логопед широкого профиля для этой работы не подходит. Только специалист может адаптировать слабо слышащих детей к жизни в обществе, помочь им сформировать речь и наладить процесс обучения. Занятия включают:

формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов);
развитие фонематического слуха;
Мозжечковую стимуляцию;
корректирование ритма и интонации при говорении;
стимулирование формирования связной речи;
коррекцию звукопроизношения;
развитие письменной речи и чтения;
стимулирование функций ВПД.
Семья и школа
В настоящее время работа по адаптации слабослышащих детей проводится на государственном уровне. Для них созданы специальные школы и детские сады, где обучение проводится сурдопедагогами как по общеобразовательным программам, так и в виде специальных занятий, призванных помочь детям адаптироваться в социуме.

Кроме того есть психолого-педагогические логопедические центры, которые проводят работу по коррекции речи и ее восприятия у детей с нарушениями слуха. В связи с тем, что дошкольникам и детям младшего школьного возраста с такими проблемами показаны в первую очередь индивидуальные занятия, мы бы не советовали отдавать ребенка в такой детский сад.

Занятия, проведенные в индивидуальном порядке, имеют большие преимущества:

Учет особенностей нарушения слуха и состояния ребенка.
Возможность уделить максимальное внимание, а значит получить больший результат.
Наглядное отслеживание динамики состояния и гибкая коррекция направления занятий.
Проведение психологического сопровождения ребенка и семьи.
Работа с членами семьи.
Родители всегда могут получить полную информацию о состоянии ребенка, его диагнозе и особенностях развития. На любом этапе обучения, если необходимо, логопед-сурдопедагог может выдать официальное заключение-справку о состоянии речи ребенка — например, для садика или школы. Очень часто семье требуется поддерживающая помощь психолога и специалиста, который мог бы разъяснить им все происходящее, а также научить, как вести себя, как заниматься с сыном или дочерью в домашних условиях.

Помощь логопеда-сурдопедагога в адаптации и формировании речи неоценима, однако без правильной развивающей среды дома, результата можно ждать очень долго. Задача специалиста — оказать поддержку семье в целом. Только совместными усилиями можно помочь ребенку справиться со своим состоянием.
http://karkusha.su/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *